Наташа Гончарова – молодая женщина, которая своим появлением на позиции директора КП «Киевреклама» взбудоражила не одного представителя бизнеса. И дело не только в красоте самой Натальи, а в ее смелых действиях, которые она предпринимает для трансформации внешнего облика Киева.
Последние несколько месяцев операторы наружной рекламы, клиенты и агентства активно следят за действиями КП «Киевреклама», которая проводит работу по демонтажу нелегальных конструкций. Светлана Степанюк, медиадиректор агентства наружной рекламы Master AD, в интервью с Натальей Гончаровой узнала о том, каким же станет Киев после трансформации, и какими принципами руководствуется новый директор «Киеврекламы».

Света Степанюк: Наташа, ты стала сенсацией рекламной индустрии. Молодая женщина, мать троих детей, пришла в суровую мужскую государственную структуру и начала переворот. Я лично полностью поддерживаю те изменения, о которых ты уже не раз заявляла в СМИ. С точки зрения бизнеса и клиентов – это будет эффективно. Позиция агентства Мaster AD также за преображение Киева. Сокращение количеств рекламных носителей повысит эффективность наружной рекламы в целом.
Мы с тобой знакомы давно, еще с периода твоей работы в «Прайм Групп», скажи, что изменилось, когда ты пришла на должность директора КП «Киевреклама»? Какие цели перед тобой стоят, и как ты их достигаешь?
Наталья Гончарова: Моя цель – трансформировать перегруженный до невозможности рекламой Киев в европейский город. Для этого нужно искоренить нелегальные носители, исключить коррупционную составляющую на стадиях оформления разрешений и контроля над размещением конструкций.
Естественно, изменения я начала с предприятия, которым руковожу. Сразу четко объяснила свою политику сотрудникам и обозначила вектор развития. Те, кто не привык работать за одну зарплату и участвовал в различных договоренностях, ушли сами.
Света: В чем состояла твоя мотивация пойти на довольно рискованную должность, и есть ли у тебя поддержка со стороны городских властей?
Наталья: Во-первых, моя личная мотивация. Я много лет работала в рекламном бизнесе и понимаю, с какими проблемами приходится сталкиваться операторам, в какую непрошибаемую стену они порой упираются. Когда годами за этим беспомощно наблюдаешь, конечно же, неравнодушно реагируешь на предоставленную возможность изменить систему. То есть для меня это своеобразная возможность изменить город к лучшему.
Во-вторых, политическая воля мэра Киева. Получив его добро, я взяла на себя большую ответственность и не имею права поступать иначе, кроме как придерживаться приоритетов, которые расставил Виталий Кличко. С такой поддержкой мне не страшны никакие риски.
Света: Здорово! Я тоже разделяю твои стремления к изменениям в городе. Я достаточно долго работаю в рекламе и часто, проезжая по улицам Киева вижу насколько много сейчас стало рекламных носителей. И перемены уже просто необходимы. Я знаю, есть общественные активисты, которые помогают вам навести порядок в городе. Кто они?
Наталья: Как-то во время скандальной попытки демонтажа огромного нелегального баннера в центре столицы мы познакомились с лидером сообщества «Чистый столб» Алексеем Борсуком, который со своими единомышленниками также хочет жить в комфортном городе и прилагает к этому усилия.
Пообщавшись с Алексеем, решили провести совместный мониторинг бульвара Леси Украинки на предмет законности размешенной там рекламы. К нам присоединились другие активисты «Чистого столба», в том числе Иван Симоновский – человек, который давно задумывается, по каким причинам город утопает в рекламе. Он стал фактически внештатным сотрудником КП и теперь на общественных началах проводит перекрестный контроль работы наших специалистов по мониторингу.
Света: Часто путают обязанности «Киеврекламы» и Департамента градостроения и архитектуры КГГА. Объясни, чем занимаются эти структуры?
Наташа: Департамент градостроения и архитектуры – это рабочий орган, которому с недавних пор подчиняется КП «Киевреклама». В его функции входит оформление разрешений на размещение рекламных средств, формирование приказов на демонтаж и подготовка проектов нормативных актов.
Непосредственной задачей «Киеврекламы» является работа в «полях»: мониторинг улиц, фиксация нарушений после установки носителей, внесение этой информации в базу и передача данных в Департамент, где принимают решения о демонтаже. КП не имеет права, обнаружив конструкцию, размещенную с нарушениями, самостоятельно ее убрать, не получив приказ на демонтаж от рабочего органа.
Света: Я слышала, что сейчас вносятся изменения в нормативные документы, регулирующие отрасль. Почему возникла такая необходимость, и участвует ли «Киевреклама» в данном процессе?
Наташа: Перенасыщение города рекламоносителями обусловлено отнюдь не катастрофическим количеством нелегалов, а качеством существующих отраслевых документов, которые содержат пункты с неоднозначными трактовками. И, следовательно, есть достаточно коррупционных возможностей, пользоваться которыми долгие годы считалось нормой, как со стороны чиновников, так и со стороны бизнеса.
Нормы нужно менять. Работа по их редактированию ведется уже три месяца. По мере возможности, я принимаю участие в этом процессе, потому что мне, как человеку с активной жизненной позицией, не все равно. На данный момент пакет правок к документам уже находится на рассмотрении комиссии Киевсовета. Так что до окончательного утверждения документы еще могут претерпеть некоторые изменения.
Света: Я встречаюсь с операторами наружной рекламы и спрашиваю, коснулись ли их изменения, происходящие на рынке? Как правило, отвечают, что у них все законно. А как реагируют бывшие коллеги из рекламного сегмента на твою нынешнюю деятельность?
Наташа: Дружба – дружбой, а служба – службой. Люди приходят в бизнес, чтобы зарабатывать деньги. У меня сейчас цель уменьшить количество рекламы и сделать ее качественнее, у операторов – нарастить свои активы. Тут я иду в разрез с их интересами.
Но точки соприкосновения все же есть. Относительно законопослушные операторы устали от нелегалов, устраивающих разрушительный для их бизнеса демпинг. Они были бы рады избавиться от недобросовестных конкурентов и в этом вопросе они нас полностью поддерживают.
Света: Поделись, каким ты лично видишь будущее наружной рекламы Киева?
Наташа: Мы ровняемся на европейскую практику. Но, чтобы ее внедрить, еще раз подчеркиваю, нужна четкая регуляция отрасли с детальными требованиями к дистанции между носителями, форматам и качеству. Когда все это будет предусмотрено, можно будет говорить о кардинальных изменениях.
Примером для подражания мог бы стать Лондон, в центре которого нет щитов, а вся реклама – вывески, витрины и брендированный транспорт (автобусы и кэбы). Если и есть что-то отдельно стоящее, так это грамотно выполненные нестандартные концепты.
Широкоформатную рекламу можно встретить на строительных лесах. Мы учли этот опыт и в новой концепции прописали, что леса могут быть забрендированы в адекватном соотношении – не более 50% носителя, а остальной фон должен быть либо чистым, либо с изображением фасада после реконструкции.
Пока же происходит следующее: застройщик, который обязан обнести леса защитной сеткой, сдает их в аренду операторам, те закрывают здание рекламой без всяких ограничений и платежей в бюджет. Просто снять ее и оголить разрушенный фасад не есть решением проблемы. Необходимо заставить застройщиков выполнить все требования. Тут мы подключаем влияние Департамента благоустройства, который отвечает за данный вопрос.
Что касается технических новинок, которыми славится Лондон, то они не появятся сразу после того, как будут приняты новые документы. У наших операторов в сложившихся экономических условиях нет возможности инвестировать в дорогие носители. Давайте переживем войну и поймем, как будет развиваться рынок.
Света: Согласна. В Лондоне достаточно много рекламы, а это один из городов с наибольшим количеством носителей. Они настолько грамотно расположены и вписаны в окружающую среду, что не портят архитектуру. Но и в Украине уже есть позитивные примеры модернизации. В лучшую сторону, на мой взгляд, изменился Харьков.
Наташа: Там действительно были установлены единые для всех правила работы, и за пару лет город преобразился. То же самое, уверена, произойдет и в Киеве. На это есть воля власти и лично мэра Виталия Кличко.
Также позитивные сдвиги наблюдаются во Львове. По крайней мере, в его исторической части, которая, в отличие от столичного Подола, не залеплена ужасными вывесками. Более того, вывески одних и тех же учреждений и брендов в этих городах выглядят по-разному. Если у нас они закрывают фасады, то в центре Львова такого не увидишь. Т.е. дело отнюдь не в безвкусице, а в подходе к внешнему виду города.
Правила нужно не только детально прописать, но и применять для всех одинаково. Тогда мы с вами получим ожидаемый результат.
Света: В Европе отлично работает красивая и яркая реклама на транспорте: на фоне того, что улицы пустые от рекламы. Качество брендинга транспорта в Киеве тоже находится в зоне вашего влияния? Планируются ли ближайшие изменения в этом направлении?
Наташа: Раскрою секрет: мы сейчас планируем изменить концепцию размещения рекламы в метрополитене. Недавно состоялся инвестиционный конкурс, на который были выставлены рекламные площади в вагонах метро. Скоро рекламы там станет меньше, но она будет качественней. Также изменится подход к размещению носителей на станциях и в вестибюлях.
Света: Наташа, в рекламной индустрии приходится принимать сложные решения. И здесь нужно уметь «играть по-женски». Расскажи, на что ты никогда не пойдешь и какие новые подходы управления ты как женщина привнесла в бизнес?
Наташа: Женщина, работающая с мужчинами, действительно может пользоваться некими привилегиями среди коллег. Однако, судя из моего опыта, гендерная принадлежность никак не влияет на принятие серьезных решений. Тут важны исключительно деловые качества. И я с этим согласна.
Света: Судя по твоему описанию, график работы и уровень задач у тебя внушительный. Ты, как мама троих детей и жена, насколько справляешься с такими важными для каждой женщины функциями?
Наташа: Муж пока терпит. Пока что конечно, нужно выбирать: либо дома заниматься детьми и бытом и развивать свои кулинарные способности, либо вести общественную деятельность. Семья относятся с пониманием к моей работе и графику. Дети провожают меня с улыбкой на работу, старший сын уже интересуется моей деятельностью и даже гордится результатами. Я очень благодарна своей семье за поддержку, это важно.
Света: Наташа, я тебе желаю удачи в дальнейших трансформациях. Ты можешь смело рассчитывать на Master AD, т.к. мы поддерживаем те изменения, которые ты сейчас внедряешь.